История кофе, как и всей человеческой цивилизации, началась в Эфиопии. Удивительно, но одно единственное открытие, случайно сделанное скромным пастухом коз, в дальнейшем повлияло на образование государств, революции и невероятные научные открытия.
По чистой случайности кофе появился на Ближнем Востоке именно на рубеже IX–X веков, на заре удивительной эпохи просвещения и открытий. Возможно, тот факт, что за последующие тысячу лет распространение кофейной культуры в мире (от Турции до Британии, Франции, Испании, Португалии,
Голландии и Америки), как правило, предшествовало всем значительным геополитическим переменам, — тоже простое совпадение. Не случайно и то, что «кофейный истеблишмент» раз за разом удивлял мир своим нестандартным взглядом на самые традиционные вещи, будоражил классовую систему и способствовал активному обмену знаниями этой области. Некоторые из величайших умов в истории человечества, от Исаака Ньютона до Бетховена, Наполеона и Стива Джобса, не просто
имели возможность наблюдать за развитием культуры потребления кофе, но также сами были большими фанатами этого удивительного напитка. Иногда действия производителей кофе даже становились причиной значительных исторических событий: революций, гражданских войн и восстаний. Совсем несложно представить, как религиозные лидеры, короли и политики вершат судьбы целых народов и государств, попивая ароматный кофе. В Европе кофе употребляют всего 400 лет. По ту сторону океана, в Новом Свете, он оказался еще позднее — 300 лет назад. И тем не менее кофе успел повлиять на образование государств, становление и сохранение рабовладельческого строя, развитие средств
массовой информации и появление самых первых аналогов крупных торговых корпораций. А также оказал влияние на формирование финансовых институтов с мировым именем. Следы его многовекового влияния можно проследить во многих аспектах повседневной жизни, в том числе в политике, журналистике,
науке и литературе.
ГДЕ ВСЕ НАЧАЛОСЬ.
Наше путешествие начинается в Эфиопии. И хотя она традиционно считается родиной кофе, вполне возможно, что на самом деле эта страна просто была первым местом, где завезенные из Судана кофейные деревья смогли неплохо прижиться и разрастись в полную силу. Нам до сих пор доподлинно неизвестно, где впервые стали использовать кофейные листья, ягоды или зерна. Но мы точно знаем, что приблизительно 2000 лет назад кочевники племени Оромо, жившие на территории королевства Каффа (Эфиопия), лепили из перетертых кофейных листьев и ягод некое подобие маленьких пирожков. Они были похожи на кофейную тянучку, жуя которую человек испытывал кратковременный прилив сил и энергии. В V веке н. э. территория Север ной Эфиопии и части Южного Египта входили в состав Аксумского царства, которое активно обменивалось товарами с Римской империей. Но, увы, письменных свидетельств того, что римляне когда-либо пили кофе, не существует…Вполне вероятно, что кофе выращивался также и в царстве Химьяр (современный Йемен), после того как его территории были захвачены царством Аксум. Помимо этого, в VII веке н. э.существенно укрепились политические, культурные и торговые связи между народами Эфиопии и Йемена, продолжалось распространение мусульманства — все это способствовало развитию кофейной культуры. В скором времени, благодаря налаженным арабским торговым путям из Йемена, большинство которых начинались в портовом городе Моха, кофе распространился по всему Ближнему Востоку. Сначала стоит рассказать знаменитую легенду, которая гласит, что впервые кофейное дерево было обнаружено молодым эфиопским пастухом коз по имени Калди. Эта история прижилась лучше других, поскольку она довольно правдоподобна, но, как правило, каждый рассказчик добавляет в нее свои детали. Как-то вечером молодой Калди наблюдал за своим стадом и заметил, что козы грызут листья и красноватые ягоды какого-то дерева, после чего начинают вести себя необычайно резво. Заинтригованный, он решил сам их попробовать. Эффект
был мгновенный — пастух ощутил прилив энергии и бодрости. Так Калди обнаружил кофеин — самое распространенное средство улучшения тонуса в современном мире. Как дальше развивались события — вопрос спорный, однако наиболее известная версия гласит, что Калди поделился обнаруженными плодами и листьями с монахами из монастыря поблизости.В Йемене есть своя легенда о появлении
кофе. Некий Омар был брошен умирать за городскими стенами Мохи (Мекки). Во время своих скитаний по округе, пытаясь найти какое-либо пропитание, он и обнаружил кофейное дерево. Попробовав его плоды, он ощутил в себе прилив энергии и сил, которые помогли ему добраться до города. Тот факт, что он не погиб в пустыне от голода, горожане сочли знаком свыше. С таким же уважением жители Мекки
отнеслись и к обнаруженному Омаром дереву, из которого позже научились готовить напиток,
прославивший их город по всему миру. Арабы называли его qwaha, что по-арабски значит «вино». И поскольку мусульманам запрещено употреблять алкоголь, кофе позволяло ощутить им нечто отдаленно напоминающее пьянящий эффект дешевого вина.
АРАБСКИЙ И ТУРЕЦКИЙ КОФЕ.
Дальнейшую историю кофе связывают с распространением ислама. Кофе использовался
в религиозных обрядах, помогая молящимся не уснуть во время ночных служб. В эти же годы в средневековой Европе впервые высушили, обжарили и измельчили кофейные зерна, а затем приготовили напиток, в целом соответствовавший всем современным базовым принципам приготовления кофе. Он стал важной статьей экспорта для арабских государств, и,по-видимому, самые первые заведения, где готовился и продавался этот напиток, появились в Йемене в конце XV века. Вот только некоторым высокопоставленным лицам пришелся не по душе стимулирующий эффект, который кофе оказывал на людей. В 1511 году правитель Мекки угостил кофе местного верховного судью, а затем велел ему запретить этот напиток, поскольку был уверен, что «от него люди пьянеют и становятся более склонны преступать закон». Его старания возымели эффект — все запасы кофе были сожжены прямо на улицах города, а кофейные дома были вынуждены прекратить торговлю этим напитком.Запрет продержался всего несколько месяцев и был отменен вышестоящим начальством.На протяжении последующих 200 лет султаны, правители, короли и местные власти многих арабских (и не только) стран неоднократно издавали подобные законы и так же быстро их упраздняли. В 1517 году Йемен был захвачен Османской империей. Новому правительству потребовалось немного времени, чтобы понять,
насколько кофе ценный товар. Были введены жесткие законодательные ограничения на экспорт зерна и контроль за нераспространением кофейных деревьев. Свежесобранные ягоды
сначала ошпаривались кипятком или частично обжаривались и лишь затем по морю переправлялись в г. Суэц (Египет). Оттуда товар доставлялся в Александрию, где его могли приобрести европейские покупатели. Несмотря на все предосторожности, кому-то все же удалось выкрасть заветные зерна. Легенда гласит, что один хитрец спрятал несколько зеленых зернышек в своем ремне. Именно так кофе попал в Индию.Ближе к концу XVI века упоминания о кофе появились и в европейской литературе. Так в 1592 году в книге профессора Проспера Альпиниуса была представлена первая подробная иллюстрация кофейного дерева. Альпиниус также упомянул о том, что турки варили отвар из плодов этого дерева. В дальнейшем этим экзотическим растением и напитком заинтересовался голландский ученый Палюданус, он упоминает о нем в своих «Путевых заметках» (1596 г.):«По утрам они пьют этот обжигающе горячий отвар на голодный желудок, непременно из глиняных кружек, […] они говорят, что это укрепляет их силы и делает более страстными».В 1610 году Константинополь(Стамбул), жемчужина Османской империи, был одним из самых крупных и богатых городов в мире. В то время самый популярный напиток назывался коффа и был «по цвету и по вкусу очень похож на копоть». Европейцев заинтересовала
необычная традиция турецкого народа. И неудивительно, ведь это была одна из величайших
империй за всю историю человечества, простиравшаяся от берегов Северной Африки до Восточной Европы и обладавшая невероятным влиянием. В то время как само дерево коффа и его
плоды тщательно изучались ведущими ботаниками и учеными Европы, практически любой желающий мог испытать на себе эффект от напитка, приготовленного на их основе. К началу XVII века кофе достиг берегов Великобритании, и в 1652 году в Лондоне открылся первый в Европе кофейный дом. Заведение Паска Рози, правда, скорее напоминало простой прилавок, установленный во дворике церкви Святого Михаила, в двух шагах от популярного лондонского района Корнхилл. Принято считать, что Рози родился в начале XVII века на Сицилии. Он был дальновидным предпринимателем и, чтобы избежать недовольства и обвинений владельцев соседних пивных в том, что он здесь чужак, взял в долю Кристофера Боумана — настоящего британца. Предприятие имело огромный успех, и когда слух об удивительных свойствах кофе распространился по всему городу, кофейный дом переехал в отдельное большое помещение через дорогу.По всему Лондону, словно грибы после дождя, стали появляться кофейни. Спустя десять лет после того как в кофейном доме Рози была сварена первая чашка чудесного напитка, в городе насчитывалось около ста кофеен. Подобные заведения также открывались в Оксфорде и Кембридже. На рубеже XVIII века их было уже свыше тысячи.В то время кофе считался отличным средством для борьбы с похмельем,что в общем-то неудивительно, если учесть, что завтрак, как правило,
состоял из порции пива, а на два пенни можно было напиться до беспамятства. Кофе избавлял
от нежелательных последствий употребления алкоголя, включая притупление чувств и желание
с кем-нибудь подраться. Этот турецкий напиток стимулировал внимание, способствовал возникновению дискуссий, превращал споры в настоящий ритуал, а также сближал людей, мыслящих одинаково. Как говорится в поэме неизвестного английского автора 1674 года: кофе — «отвар тот темный и терпкий/с ума не сведет,/но от колик избавит/и память улучшит,/и мыслить за-ставит,/печали развеет/и одного не оставит».В таких кофейнях не нужно было бронировать столик заранее, там не было классовых предрассудков, а вход был запрещен только женщинам. Здесь могли оказаться бок о бок торговцы, политики, люди из высшего света, интеллектуалы, ученые, журналисты, философы, поэты и простые работяги. Иногда там обсуждались важные дела, но, как правило, люди просто наслаждались чашкой кофе и неторопливой беседой друг с другом, и все это под «звяканье чайников, молочников и ложечек на фоне урчания раскаленной плиты».В своей книге «Характер кофе и кофейных домов» (1661 г.) Джон Старки дал весьма точное описание сложившейся на тот момент ситуации:«Здесь совершенно не важен твой статус. Любой может прийти и занять местечко, и каждому будут одинаково рады. Такого рода всеобщее равенство и уважение можно было встретить разве что в эпоху возрождения, а теперь
и в кофейных домах».Кофейные дома были идеальным местом для того, чтобы перетирать косточки политикам. В подобных обсуждениях рождались идеи государственных переворотов и восстаний. Король Англии Карл II (1660–1685) лично поручил своим шпионам пристально следить за происходящим в лондонских кофейнях. Вскоре он предпринял попытку запретить подобные заведения: его манифест,опубликованный 29 декабря 1675 года, гласил, что «люди проводят в них слишком много времени, которое могло и должно быть употреблено на пользу общества». Однако благодаря усилиям кофейных магнатов этот законопроект так никогда и не был принят.К концу XVII века некоторые лондонские кофейни начали называть «университетами за гроши». Их атмосфера создавала прекрасные условия для развития радикально новых направлений научной мысли, была своего рода инкубатором для различных теорий и гипотез, а иногда и плацдармом для демонстрации и проведения экспериментов из области «натур-философии». Вскоре контингент многих кофейных домов стал относительно однородным. Их посещали представители определенных слоев бизнеса, журналисты, художники или интеллектуалы. Так, Кристофер Рен (архитектор собора Святого Павла) и видный английский ученый Роберт Хук бывали в основном в таких кофешопах, как Grecian, Marine и Garraways. В кофешоп
Marine также частенько захаживал один из первых ученых-знаменитостей Лондона — Джеймс
Ходжсон.Фундаментальный труд Исаака Ньютона под названием «Принципы», в котором он впервые представил свою теорию гравитации,был опубликован в 1687 году, и, как поговаривают, благодарить за это открытие надо Кембриджский кофейный дом, а вовсе не упавшее ему на голову яблоко.Шотландский ученый Адам Смит написал большую часть своего труда «Исследование о природе и причинах богатства народов», возможно, важнейшую работу по экономике и финансам в истории человечества, сидя в лондонской кофейне British. Кофейные дома подобного типа, как правило, представляли собой небольшую гостиную, где в уютной атмосфере шли обсуждения вопросов международной торговли
и коммерции. Все важные известия, полученные из заморских колоний, быстро распространялись по кофейням: мальчики-посыльные бегали и делились новостями с посетителями. Например, кофейня Jonathan’s была одним из таких заведений — популярной альтернативой Лондонской королевской бирже. Спустя 100 лет, в 1773 году, группа лондонских биржевых трейдеров открыла свою новую кофейню, получившую название New Jonathan’s. Имя, правда, не прижилось, и вскоре заведение было переименовано в Stock Exchange (сейчас это London Stock Exchange).История одного из крупнейших в мире рынков страхования Lloyds of London началась с кофейни. До сих пор работающих там швейцаров по традиции называют официантами. Знаменитые печатные издания The Spectator, The Guardian и Tatler также либо непосредственно зародились в кофейнях, либо были тесно с ними связаны. Благодаря им широкие массы получили возможность оперативно узнавать последние новости, что ранее было доступно
лишь представителям интеллигенции.