Чжао Хэтао, историк из Аньхой, выделяет пять этапов развития китайской чайной культуры: ПЕРВЫЙ – от эпохи Шэнь Нуна до периода Весен и Осеней (770–476 годы до н.э.). В это время чайные листья использовали главным образом в ритуалах. ВТОРОЙ – от позднего периода
Чжао Хэтао, историк из Аньхой, выделяет пять этапов развития китайской чайной культуры: ПЕРВЫЙ – от эпохи Шэнь Нуна до периода Весен и Осеней (770–476 годы до н.э.). В это время чайные листья использовали главным образом в ритуалах. ВТОРОЙ – от позднего периода Весен и Осеней до начала Западной Хань (206 год до н.э. – 8 год н.э.), когда чайные листья начали использовать в пищу.
ТРЕТИЙ – от начала до среднего периода Западной Хань, когда становятся известны целебные свойства чая. ЧЕТВЕРТЫЙ – от позднего периода Западной Хань до периода Троецарствия (220–280), когда чай пьют знать и аристократы при дворе императора. ПЯТЫЙ – от Западной Цзинь (265–316) до эпох Суй (581–618) и Тан (618–907).
Чай постепенно широко распространяется по всему Китаю и становится повседневным напитком китайцев. Это также период расцвета буддизма. Проповедовавшие учение Будды монахи во время своих бесед пили чай вместо вина и таким образом распространили его во всех областях Китая. Самая ранняя запись о чае относится к 1115 году до н.э. Чжоу Гун в толковом словаре «Эръя» в разделе «О деревьях» пишет, что некое дерево бяо или гу есть ту ча, горький чай. В древнем
трактате «Изначальная книга божественного дракона» написано: «Чай по вкусу горький. Когда человек его пьет, то лучше мыслит, спать ему хочется меньше, тело приобретает легкость и зрение проясняется». Из «Государственных хроник Хуа-ян» известно, что в то время, когда чжоуский У-ван победил деспота Чжоу, маленькие государства уже производили и преподносили тому чай в качестве дара. В «Истории китайских обычаев» говорится, что с начала и до середины эпохи Чжоу люди пили вино, настойки, отвары, в ряду которых чай был самым распространенным. В «Записках о ритуале» в главе «Земные чиновники» говорится, что чиновники использовали чай в траурных ритуалах. В «Летописи Весен и Осеней господина Ян» один из двадцати двух мудрецов сообщает, что чай собирали разными способами и использовали в лекарственных рецептах. К эпохе Хань мода на чай уже широко распространилась, он стал товаром и появился на рынке. Сюй Лян в тексте «Чайные беседы» указывает, что традиция употребления чая исходит с юго-запада и до эпохи Цинь чай главным образом пили в зоне современной провинции Сычуань. Принято считать, что там же зародилось и учение даосизма.
Кроме того, некий Гу Яньу эпохи Мин в тексте «Записи о знаниях дней» говорит, что цинцы захватили чай и отсюда пошло название царства Чу, которое соответствует древней Сычуани. Только после того, как Цинь Шихуанди объединил Китай, чай начал распространяться в другие районы. На севере обычай пить чай укоренился к V веку, потом постепенно чай распространился на северо-запад и Тибет. После эпохи Тан чайное искусство развивалось очень быстрыми темпами. Появились новые способы выращивания и обработки чайного листа. Причиной было отношение к чаю как к чудесному снадобью, питающему жизнь. Буддийские монахи распространяли чайное искусство вместе со своим учением. Правители областей, желая угодить императору, преподносили ему чай. Появилось множество произведений, посвященных чаю, – песни, стихи, рисунки. Существовало такое явление, как «чайная борьба», заключавшаяся в том, что крестьяне-чаеводы соревновались в изготовлении лучшего чая для поставки к императорскому столу. Так появились «чаи-победители», отборные и подарочные чаи. Ценителем чая был правивший в эпоху Цин (1644–1911) император Цяньлун (1736–1796), которому принадлежит знаменитая фраза: «Государь даже один день не может обойтись без чая». Путешествуя по Поднебесной, Цяньлун занимался изучением известных сортов чая, разнообразной чайной посуды, качеств воды. В местности Ханчжоу император познакомился с чаем Колодец дракона (Лунцзин), в Тайху – с чаем Изумрудные спирали весны (Билочунь), в Сычуани – с чаем с горы Мэншань. Впечатление от чайной плантации в местности Шифэн Цяньлун выразил в своем стихотворении «Созерцая сбор чая, пишу песню». Чтобы почтить императора, крестьяне-чаеводы заложили плантацию императорского чая из восемнадцати чайных кустов вокруг храма духа
местности Ху Гуна. Эта плантация существует по сей день. По мере развития технологий чай становится
известным за пределами Китая. Раньше всего, в 729 году, он попадает в Японию, где воспринимается как драгоценный напиток. Затем – в Корею, Индонезию, Индию, Шри-Ланку, Таиланд. На Запад чай проникает разными путями. В 1606 году некий голландский торговец закупил чай в Макао и отвез в Гуаву, где продал,
получив весьма неплохую прибыль. В 1684 году другой голландский купец посадил чайные кусты в Индонезии. Он добился успеха, и Индонезия скоро стала важным производителем чая. В Индии чай начали возделывать достаточно поздно, около 1780 года, когда английская Ост-Индская компания привезла из Гуанчжоу саженцы. Чай начали культивировать на территории Индии до самого Бутана. Первая партия индийского чая прибыла в Англию в 1836 году. Затем чай высадили на Цейлоне. Это случилось после того, как от неизвестного грибкового заболевания там погибли все кофейные плантации.
Сегодня чай выращивают и в Африке (Кения), и в Южной Америке (Перу), так что совершенно точно чай можно назвать всемирно любимым напитком. В Россию чай попадал по Великому шелковому пути. В 1547 году казаки преподнесли царю в подарок баночку душистого чая. В XVII веке мода на питье чая распространилась в высших слоях общества, через некоторое время став общераспространенной. В литературе XIX века уже очень часто упоминаются чай и чаепитие. В низовьях Волги и на Дону распространился монгольский способ чаепития. Там предпочитали плиточный чай с добавлением молока,
в том числе овечьего, кумыса и масла.