История английского чайного бизнеса - компании "Липтон" - это история деятельности одного человека, коммерческого гения, который не рассчитывал ни на кого, кроме себя и свой ум. Он создал финансовую империю и несколько десятилетий единолично управлял ею.
Томас Липтон родился в 1850 году в Глазго и с раннего детства принимал участие в работе семейной бакалейной лавки, быстро обнаружив способности в коммерции. Пятнадцати лет от роду он направился в Америку, где изучал чайные плантации Юга. Затем работал служащим бакалейного отдела большого магазина. Именно там он приобрел необходимый опыт для своего будущего успеха. В 1875 году молодой человек открыл собственное дело, имея 500 долларов в кармане. Пять лет спустя, в 1880 году, он уже владел двадцатью бакалейными лавками, а в сорок лет стал миллионером - весьма богатым и известным человеком. Он владел целой сетью магазинов по продаже продуктов питания, славящихся своим сыром и ветчиной. В одной столице ему принадлежало более 70 магазинов. В 1880 году он совершил путешествие на остров Цейлон, где свирепствовала болезнь, стремительно губившая кофейные деревья, и земельные
участки продавались по ничтожным расценкам. В те годы чай в Лондоне продавался по цене три шиллинга за пачку. Том решил, что это слишком дорого для семьи со средним доходом. Он подсчитал, что упразднив торговых посредников, можно уменьшить цену на собственный чай на шиллинг и восемь пенсов и при этом получить солидный доход! Липтон в кратчайший срок приобрел по цене, вполовину меньшей, чем обычно, четыре плантации и стал главным владельцем земельных угодий на острове. Затем он ввел новшества, которые явились подлинным открытием для Цейлона: машины для сборки чайных листьев, машины для сушки, подвесная канатная дорога и т. д. Естественно, что не все было легко и гладко у «чайного короля». Он не только вложил большие деньги, но и вынужден был много работать и даже собственноручно собирал чайные листья! Липтон начал продавать свой чай только в упаковках, обеспечивающих стандартный вес и качество под знаменитым лозунгом «Прямо с плантации - в чайник!» Кроме того, он добился значительного улучшения качества чая: дегустаторы фирмы заботились о гармонии вкуса чая с водой любого качества (более или менее жесткой) в каждом регионе. С особой тщательностью составлялись смеси различных сортов чая, которые рассылались в разные города под лозунгами: «Лучший чай для воды вашего города!» Переехав в Лондон, он стал настойчиво добиваться, чтобы чай под торговой маркой «Липтон» стал общенациональным напитком. И это ему удалось. В 1894 году, через четыре года после посещения Цейлона, штат лондонской компании насчитывал уже пятьсот служащих. На плантациях, предприятиях, магазинах и складах фирмы работало две тысячи человек. В ходу была шутка, что Цейлон - вовсе не британская колония, а колония Липтона! Каждое лето Липтон проводил на Цейлоне, вникая во все, даже самые мелкие вопросы производства чая. Здесь его фамильярно называли «Чай Том». Но на этом «чайный джентльмен» (как его называли в Англии) не остановился и начал завоевывать американский рынок. Получив образцы чая из лавок Нью-Йорка и Чикаго, он изучил их в своих лабораториях. Оказалось, что американцы торгуют зеленым китайским чаем среднего качества, который продавцы выставляют на витринах без необходимых мер предосторожности, в открытых коробках! Липтон срочно начал создавать в Америке свою торговую сеть, сделав упор на собственном методе хранения и упаковки чая. На Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году его чай был
отмечен первым местом. Многие пытались ответить на вопрос - в чем состоял секрет этого самого известного в мире «чайного» человека. Он сам отвечал просто: «Секрет? Его просто не существует. Нужно делать рекламу. Вот и весь секрет. И действительно, Липтон неустанно продвигал свою продукцию,
придумывал и использовал самые невероятные рекламные акции. Он назвал своим именем город в Канаде, устраивал парады, шествия, аттракционы. Один из богатейших людей Англии, Липтон был настоящим человеком-легендой, не перестававшим удивлять соотечественников. В Англии, самой «чайной» стране мира, ему завидовали, его любили, им восхищались и восхищаются до сих пор. Любители чая всего мира благодарны Томасу Липтону за его вклад в дело распространения любимого напитка и внедрения более совершенных методов производства и продаж чая.