Сертификация кофе: изучаем обозначения на упаковке.
Угнаться за ними всеми невозможно, поэтому мы рассмотрим только самые значимые международные стандарты:
Fair Trade
Organic
Rainforest Alliance
Cup Of Excellence
Bird Friendly
UTZ
Другие виды сертификаций:
Fair Trade
Fair Trade гарантирует, что продукты с их сертификатом произведены рабочими за достойную плату, без принудительного или детского труда и с соблюдением требований охраны труда.
Для желающих сертифицироваться существует целый ряд критериев, касающихся кофейного производства — таких, например, как соблюдение обязательных практик земледелия (укрепления почв и т.п.) или запрет на использование так называемых «тяжелых» сельскохозяйственных химических удобрений.
Главная суть Fair Trade в том, что для кофейных производителей он является своего рода страховкой минимальной цены.
Organic
Данная сертификация, наверное, узнаваема покупателем больше остальных. Как потому, что она понятна для потребителя (в отличии от не совсем четкого термина «Fair Trade»), так и потому, что слово «органик» имеет положительную смысловую окраску, одновременно являясь синонимом слов «Eco», «Bio», «Green».
На самом деле значок Organic всего лишь подтверждает, что данный кофе произведен без применения искусственных химических компонентов, таких как пестициды или гербициды. Отсутсвие химикатов в данном случае означает пользу не столько для здоровья покупателя или для фермеров, сколько для окружающей среды.
Это главное, хотя среди критериев также имеется много других факторов.
Добиться статуса «органик», просто заплатив деньги за проведение сертификации или согласившись на все условия, сразу не получится: его могут присвоить только если кофе выращивался в данном месте без применения химических удобрений не менее 3 последних лет перед сертификацией.
Rainforest Alliance
Эта неправительственная организация посвятила свою деятельность сохранению биологического разнообразия на планете, защищая тропические экосистемы.
В переводе с английского «Rainforest» означает «тропический лес», но рамки действия программы за последние годы значительно расширились, и сегодня она является символом защиты окружающей среды в целом — как своего рода некий сертификационный аналог «Greenpeace».
Значок Rainforest Alliance подтверждает, что данный кофе выращивается на плантациях и фермах, где сохранности растительного мира лесов, рек и дикой природы уделяется особое внимание.
Естественно, главным критерием получения RA-сертификата является требования по растительности. Прежде всего необходимо, чтобы весь сертифицируемый кофе был выращен в тени (то есть, давал жизнь и другим деревьям тоже — ведь на плантациях под солнцем, кроме самого кофе, растительности мало).
Более того, необходимо чтобы на данной плантации произрастало не менее 12 различных видов деревьев, а покрытие территории листвой должно составлять не менее 40%.
Cup Of Excellence
Думаю, следует рассказать ещё об одном обозначении, которое и фермеры, и обжарщики указывают на пачках кофе с просто-таки огромным удовольствием — Cup of excellence.
Если быть точным, это тоже не совсем сертификация как таковая, но маркировка в кофейном мире весьма и весьма уважаемая.
Cup of excellence — проект, который позволяет выводить на рынок лучшие сорта арабики напрямую от фермеров.
В настоящее время программа реализуется в 10 странах мира: Бразилия, Колумбия, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Руанда, Мексика.
На ежегодном конкурсе международное жюри выбирает лучший кофе года, выращенный в данной стране, после чего лоты-победители получают престижное звание «Cup of excellence» (с указанием года и занятых ими места). Интересно, что продается этот кофе только через интернет-аукционы.
Конкурс известен своими высокими требованиями и очень тщательным отбором победителей — каждый образец кофе дегустируется как минимум пять раз.
Реально титул СЕО можно считать самой престижной наградой, присуждаемой лучшим сортам кофе в данных странах.
Однако аналогичного соревнования для определения лучшего кофе на мировом уровне пока не существует (но думаю, что это вопрос времени).
Кстати говоря, из всего вышеперечисленного СОЕ является практически единственной маркировкой, максимально приближенной именно к качеству самого кофе, а не связанных с ним процессов и условий труда
Bird Friendly Coffee
Раньше термин «Bird Friendly Coffee» использовался не официально по отношению к любому кофе, выращенному в тени. В настоящее же время (а точнее, с 1996 года) «Bird Friendly» стал официальным логотипом, который присваивается производителям кофе Смитсоновским Центром перелетных птиц.
Сертификация длится около 3-х лет, и для получения права использовать этот значок нужно соответствовать целому ряду критериев, среди которых — «organic certification» (использование только натуральных удобрений), использование для тени как минимум 10 видов разных деревьев и т.п.
Ну и, конечно, главное — все это должно способствовать существованию на кофейных плантациях птиц: они живут только там, где растут другие (не кофейные) деревья.
Для информации: в деревьях на «теневых» кофейных плантациях обитает до 150 видов самых разных птиц.
Программа предусматривает, что 10-20 центов с каждого проданного килограмма зеленого кофе идут в поддержку Смитсоновского Центра — на разнообразные исследования и программы по изучению и сохранению птиц.
На сегодня по всему миру около 1400 плантаций сертифицированных как «Bird Friendly Coffee» (больше всего — в Южной Америке).
Признаюсь, мне лично сильно нравится эта сертификация — она кажется очень живописной.
Как по причине красивых картинок с птичками на пачках кофе , так и потому что птицы на плантациях всегда символизирует жизнь.
UTZ
Еще одна известная программа — Utz Certified. Ее кофейное подразделение называется Utz Kapeh, что в переводе с одного из языков майя означает «хороший кафе».
Utz является сертификацией общего плана — она больше направлена на производственные процессы внутри кофейных хозяйств и охватывает практически все вопросы менеджмента на фермах и плантациях.
Сюда могут входить как системы учета и сельскохозяйственных практик (обработка почв, плодородность, водоснабжение), так и вопросы социальных условий жизни фермеров и вопросы окружающей среды.
Логотип Utz на упаковке означает, что данный продукт «произведен с учетом всех требований по защите окружающей среды и с заботой о людях, выращивающих кофе».
Нужно отметить, что кроме «стандартного набора» ценностей, здесь появляется еще одна важная характеристика, называемая «traceability» (переводится как «прослеживаемость»). Она предполагает ведение дел и документооборота таким образом, чтобы даже в супермаркете позволить клиенту отследить происхождение конечного обжаренного кофе — вплоть до кофейной плантации, на которой на которой он произведен.