История чая в Японии была отмечена разными мастерами чая, которые, находясь в постоянном эстетическом и духовном поиске, дали новое направление этой культуре. Три мастера чая,о которых пойдет речь, известны тем, что создали искусство приготовления японского порошкового чая и установили правила церемонии тя но ю.
Мурата Сюко
Авторство пути чая, или тядо, и церемонии в том виде, в каком мы знаем ее сегодня, принадлежит дзэн-монаху Мурате Суко (1422-1502 годы). Этот ученик знаменитого эксцентричного монаха Иккю узнал от своего учителя, что Будда может присутствовать не только в самом акте испития чая, но и в простых жестах при его приготовлении. Суко был первым, кто сам подал чай своим гостям и упростил правила дегустации. Являясь мастером чая, уполномоченным сегуном Асикага Есимаса, он учредил изысканность, точность, духовные ценности и скромность в приготовлении чая. Он положил конец утонченным гостиным и роскошным залам для приемов. Он также задумал первый салон, предназначенный для чайной церемонии, - это была хижина из необработанных материалов, расположенная в глубине сада.
Такэно Дзео
Посвященный в путь чая учениками Суко, Такэно Дзео (1502-1555 годы) стал практиковать чайную церемонию в соответствии с принципами мастера Суко, а затем обогатил ее идеалом простоты дзэн. Его чайная комната, украшенная такими скромными предметами, как пиалы для повседневного использования, произведенные в Японии или Корее, скорее приближались к личной концепции практики чайного пути. Он удалил полки, присутствовавшие у Суко, на которых выставлялись китайские коллекционные предметы, и заменил их каллиграфией и цветами. Его церемония, "простая и естественная", была отражением честности, благоразумия и большого эмоционального самообладания, свойственных философии ваби.
Сэн - Но Рикю
Ученик Такэно Дзео с 19 лет, Сэн - Но Рикю (1521-1591 годы) сделал тенденции своего учителя более радикальными. Предложенная им церемония стала смесью художественного перформанса и духовной прпактики. Обьединив стили своих предшественников, он изложил правила тядо, пути чая, и формализовал церемонию тя но ю, которая, таким образом, достигла высокого уровня совершенства. Бедность, смирение, скромность и несовершенство стали фундаментальными критериями тядо. Сэн-Но Рикю ограничил количество используемых в церемонии предметов и потребовал для строительства чайной хижины самые простые материалы, такие как солома, земля и дерево с корой. Он также изобрел нидзи-ри гути - маленький проем, через который гости должны были проходить, наклонившись, чтобы попасть в чайный зал. Рикю, создавший семь правил церемонии тя но ю, вошел в историю еще и потому, что был приговорен могущественным императором Хидэеси к ритуальному самоубийству (сэппуку) за предательство. Истинные причины этого приговора остаются неизвестны. Согласно легенде во время последней церемонии в компании своих приверженцев он разбил свою пиалу со словами "уста несчастья коснулись ее, никто больше не должен пить из нее". Затем он совершил сэппуку в тишине, чести и достоинстве.