Магазин чая и кофе в Москве

Распространение чая и культуры чаепития

Распространение чая и культуры чаепития

Распространение чая и культуры чаепития

Ценность императорского чая
При императорском дворе чай начали пить уже во времена Вэй, Цзинь и Южных и Северных династий. В эпоху Тан потребность двора в чае возросла, все больше сортов поставляли в качестве дани. В исторических хрониках упоминается, что среди императорских чаев были Цзы сунь из Хучжоу и Мэн дин ча с гор Мэншань в провинции Сычуань. Чтобы контролировать качество, в 770 году император Дай-цзун создал Управление поставками чая и постановил, что начальники округов должны надзирать за производством.  Он также приказал местным чиновникам отправляться в горы в сезон Наступления весны (первая половина первого лунного месяца; один из сезонов традиционного китайского календаря), чтобы лично наблюдать за сбором и обработкой чая, а затем контролировать его отправку в столицу до сезона Хлебных дождей (вторая половина третьего лунного месяца). Первый чай должен был прибывать в танскую столицу Чанъань за десять дней до Праздника поминовения усопших, чтобы его можно было использовать во время церемоний в храме предков. Это показывает, насколько важное место чай занимал в жизни императорского двора.

Поднесение чая
Члены императорской семьи пили чай сами и нередко дарили его фаворитам и вельможам в знак своей милости. Получить чай в подарок от императора было большой честью и к тому же возможностью попробовать редкие и ценные сорта. Как свидетельствуют источники, тогда чай в высшем обществе пили часто. Поэт Бо Цзюйи, служивший начальником министерства наказаний, в одном из своих стихотворений пишет, что пить чай с гор Мэншань и слушать, как закипает вода, для него одинаково важно. Становится ясно, что аристократы получали от чайной церемонии эстетическое наслаждение. Поэт Мэн Сяо, занимавший довольно низкое положение в чиновничьей иерархии, в своих стихах неоднократно упоминал о том, что
он хочет выпросить у сановников чай ценных сортов. Из-за такого отношения к чаю в эпоху Тан сложилась традиция дарить его друзьям и появилось новое необычное направление поэзии – стихи о чае.

Чаепитие среди монахов и в народе
Согласно «Запискам господина Фэна о слышанном и виденном», написанным в эпоху Тан, один известный и почитаемый патриарх чань - буддизма2 разрешил монахам пить чай. Монахи пили его для укрепления тела и духа и сделали чаепитие неотъемлемой частью монастырской жизни. Кроме этого, поскольку в эпоху Тан буддизм переживал расцвет, а светские люди следовали идеям и канонам буддизма, многие из них подражали монастырской традиции чаепития. Благодаря этому обычай пить чай среди простого народа распространялся быстрее, и в стране начали появляться маленькие и крупные чайные заведения.
В эпоху Тан чай, как и рис, и соль, стал в Китае важным товаром. Этот факт подтверждает, что чаепитие к тому времени вошло в быт не только высшего общества, но и всего народа. На юго-западе и в центральных районах Китая обычай пить чай был уже широко распространен.

Чайная культура выходит в мир
В эпоху Тан Япония часто посылала своих подданных учиться в Китай. Обычай пить чай, уже популярный к тому времени, повлиял на них: японцы тоже полюбили чай и привезли чайную церемонию в свою страну. В «Тайных религиозных записках Жицзи» мы находим, что в 805 году буддийский наставник высшего ранга Сайтё, вернувшись на родину после обучения в Китае, привез с собой семена чайного дерева и посадил их неподалеку от своего монастыря Жицзи. Так появилась первая в Японии чайная плантация. Из других источников нам известно, что гастрономическая культура танской эпохи, частью которой было чаепитие, попала в Японию и сильно повлияла на модель питания японцев. В то время чай в Японии был необычайно редким и ценным продуктом, доступным лишь императорской семье, знати и монахам высоких рангов. Верхом изысканности для них было пить чай по танским обычаям и сочинять при этом стихи на китайском языке. Итак, можно заключить, что чай воспринимался за рубежом не только как нечто диковинное и экзотическое и не просто как новый товар – скорее, чаепитие было принято как изысканный обычай, в него вкладывали различные культурные смыслы. Именно так китайская чайная культура начала
распространяться по всему миру.

16.08.2020

Возврат к списку